Широтно-импульсный регулятор для автомобиля. Автоматика в быту. Электронные устройства автоматики.
Авторский сайт
Кравцова Виталия Николаевича.
Представленные конструкции уникальны
и разработаны только автором
Мощный ШИМ - регулятор напряжения для автомобильного оборудования
Как
правило, в автомобиле все мощные нагрузки имеют общий провод "масса", а ключевой
элемент регулятора должен включаться между + бортовой цепи и нагрузкой. В случае
больших потребляемых токов, например при регулировании оборотов вентилятора
кондиционера или яркости ламп автомобильных фар в качестве ключевого элемента
целесообразно использовать мощные силовые полевые транзисторы, имеющие очень
малое сопротивление открытого канала и, соответственно, небольшие тепловые
потери. Как было указано на предыдущих страницах, в простых схемах с активным
выходом можно использовать Р- канальные силовые полевые транзисторы, но из - за
технологических причин их ассортимент очень мал, а максимальный рабочий ток
гораздо ниже N -канальных транзисторов. При использовании N - канальных
транзисторов сток подключается к + бортовой цепи, а нагрузка между "массой" и
истоком. На затвор транзистора относительно истока должно подаваться управляющее
напряжение не менее 15 В, что возможно осуществить только при питании цепей
управления напряжением 27 ... 30 В. В заводских автомобильных регуляторах
используются специализированные микросхемы - регуляторы, содержащие в своей
структуре преобразователь напряжения, но приобрести их практически
невозможно. В случае любительского конструирования или ремонта заводского
регулятора проще собрать схему на доступных элементах. Такая схема приведена на
рисунке.
На операционном усилителе DA1, транзисторах VT1,2 собран ШИМ -
регулятор, скважность выходных импульсов которого меняется от
бесконечности до 1 при изменении входного напряжения от 0 до 12В. Чтобы
получить повышенное напряжение +30В для питания выходного каскада
используется стабилизированный преобразователь напряжения на
микросхеме DA2. В схеме можно использовать практически любые доступные
операционные усилители. Вместо микросхемы MC33063A можно применить
MC34063A. В качестве накопительного дросселя L1 можно использовать
подходящие готовые катушки на ферритовых стержневых сердечниках с
щёчками, которые часто применяются в цепях строчной развёртки мониторов
или преобразователях различной бытовой техники. При самостоятельном
изготовлении можно использовать ферритовые стержни М2000НМ Ф 3мм,
броневые сердечники Ф 10 ... 15 мм или ферритовые кольца Ф15 мм. Катушка
содержит около 100 витков провода ПЭВ-2 0,15 ...0,2 мм. В качестве диода
VD2 можно использовать любые скоростные диоды с рабочим напряжением не
менее 100В. Диод VD1 предназначен для защиты схемы при случайной
переполюсовке. Используемый в схеме силовой полевой транзистор IRF1405
рассчитан на коммутацию токов до 160А и имеет очень низкое сопротивление
открытого канала. При использовании транзисторов других типов следует
иметь в виду, что сопротивление открытого канала у них увеличивается при
уменьшении паспортного значения рабочего тока, что приводит к росту
тепловых потерь.
Друзья! Если Вам нравится сайт и
Вы хотите, чтобы он обновлялся - поддержите его. Достаточно сделать
несколько переходов по ссылкам рекламных баннеров. Узнав для себя много
нового и полезного из контекстной рекламы, Вы внесёте посильную помощь
для подготовки новых материалов, компенсировав часть затрат
автора, которые сейчас достаточно велики.
ВНИМАНИЕ!
Вам нужно
разработать сложное электронное устройство?